Чем манит Британия "политических" беженцев?

Чем манит Британия "политических" беженцев? - 20070830112350966_1 На этой неделе московский суд выдал санкцию на арест бывшего главы российской нефтяной компании "Русснефть" Михаила Гуцериева по подозрению в незаконном предпринимательстве и уклонении от налогов. Санкция выдана заочно, так как Гуцериев скрывается, предположительно — за границей. По одной из версий, он, как и многие другие опальные политики и бизнесмены из разных стран, направился в Лондон.

Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием к живущему в Лондоне американскому адвокату Дру Холинеру — специалисту по правам человека и английскому законодательству.

Би-би-си: Почему все хотят ехать в Англию? Чем так привлекательна Великобритания, что многие стремятся получить статус беженца именно здесь?

Дру Холинер: Это объясняется не только тем, что здесь они могут пользоваться юридической защитой, но и другими факторами. Ведь в последнее время некоторые страны Европейского союза — в частности, Испания и Франция — тоже отказали в выдаче лиц по запросу правоохранительных органов России. В Великобритании, кроме того, не очень большая русскоязычная диаспора и есть много возможностей для развития коммерческих интересов.

Однако, безусловно, очень важна и юридическая защита. В Великобритании на протяжении многих веков судебная система была независимой и выступала в роли противовеса исполнительной и законодательной власти. Поэтому британская судебная система пользуется большим доверием российских граждан, которые ищут защиты от политических преследований.

Би-би-си: Но речь идет не только о российских гражданах. Например, в Великобритании живет бывший премьер-министр Таиланда, обвиняемый у себя на родине в коррупции, и много других людей из разных стран.

Д.Х.: Да, это так. Очень многое определяется тем, как формировалась судебная система. В некоторых странах континентальной Европы, в том числе и в России, судьями становятся юристы, закончившие юридический факультет. Часто они сами считают себя чиновниками.В Великобритании судейский корпус всегда выбирался из среды адвокатов, или, как они здесь называются, — барристеров. То есть, перед тем, как стать судьей, адвокат набирается опыта. Работа в качестве адвоката формирует такое важное качество, как независимость. Ведь адвокату часто приходится по долгу службы решать конфликты с государственной властью: будь то в роли защитника или представителя какой-то компании перед налоговыми органами или таможней.

Поэтому все эти личные качества, сформированные работой в адвокатуре, позволяют будущим судьям быть подлинно независимыми и не допускать вмешательства в свою деятельность. Другими словами, это позволяет им стать реальным противовесом исполнительной власти, выносить решения исключительно на основании закона и оставаться в стороне от всякого политического влияния.

Би-би-си: То есть, на самом деле, как бы возвращаемся к основе британской жизни — традиции …

Д.Х.: Да. Конечно, это не значит, что в других странах иная судебная система несколько ущербна или неполноценна, поскольку независимость системы может определяться разными факторами. Но в Великобритании так исторически сложилось, что судебная система всегда была сдерживающим фактором, и поэтому она пользуется большим доверием.

Приведу пример. Очень часто российские власти предъявляют претензии британскому правительству в том, что Лондон не выдает граждан по запросам об экстрадиции. В этом как раз и проявляются психологические различия в этом вопросе.

В России, вероятно, думают, что если бы Лондон очень захотел, то мог бы найти способ их выдать, даже вопреки отказу или запрету суда. Здесь проявляется явное недопонимание истинного положения дел. В Великобритании, действительно, судебная власть пользуется таким авторитетом и такой независимостью, что исполнительная власть вынуждена с ней считаться.

Может быть, во многих случаях британскому правительству и хотелось бы выдать этих лиц — тех, кого подозревают в терроризме или которым предъявлены серьезные обвинения. Может быть, официальный Лондон по каким-то своим соображениям и не хотел бы осложнять отношения с российской властью, но поделать он ничего не может — судебная власть не позволяет.

Если российская прокуратура не представила достаточно обоснованное обвинение или имеется подозрение, что в России судебное разбирательство не будет справедливым, судебная власть не только может, но просто обязана отказать в таком запросе. Иными словами, в случаях, когда из-за политических соображений британским властям могло бы быть выгоднее выдать какого-то человека, они не смогут это сделать, потому что выдача должна удовлетворять требованиям закона.

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6968000/6968861.stm

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.