С кого в Украине взятки гладки?

С кого в Украине взятки гладки? - 20070404190023627_1

Согласно результатам третьего всеукраинского социологического исследования, проведенного Институтом Горшенина в рамках годовой программы "Ментальные основы выбора", двум третям украинских жителей (67,24 проц.) приходилось давать взятки, 84,41 проц. опрошенных считают, что коррупция в целом распространена по Украине, и только 1,3 проц. украинцев уверены, что взяточничество не является распространенным явлением в нашей жизни. При этом 58,27 проц. респондентов не ожидают громких антикоррупционных дел, таким образом, проявляя абсолютное недоверие к власти.

Говоря о коррумпированности власти, мы непосредственно сталкиваемся с проблемой взяточничества, так как чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток и незаконных денежных доходов государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Подверженность коррупции наших граждан сформировалась исторически. Чтобы доказать это, недостаточно вспомнить гоголевского Хлестакова, которого принимают за крупного чина только потому, что он "не платит и не едет", и Городничего, который сумел сунуть ему взятку и радуется, что Хлестаков взял, а значит, "свой", то есть такой же взяточник.

Исторические корни коррупции восходят к более древним временам и к обычаям тех времен делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В средневековой Руси "кормление" воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей наряду с жалованием из казны или получением поместий. Но по мере усложнения государственного аппарата и усиления его централизованности самостоятельность граждан ограничивается, провоцируя чиновников низшего и высшего звеньев к тайному нарушению закона в свою пользу, к стремлению воспользоваться своим положением для увеличения собственных доходов.

Поскольку у центрального правительства не было сил для тотального контроля за деятельностью чиновников, оно довольствовалось некой "терпимой нормой" коррупции, однако на уровне растрат и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с осуждением коррупции — Артхашастра — опубликовал один из министров Бхараты (Индии) в ІV веке до н. э. В нем он сделал пессимистичный вывод о том, что "подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающим этим имуществом".

И все же, несмотря на древность происхождения такого явления, как коррупция, и терпимое отношение к ней на протяжении многих столетий, начиная с конца XVIII века, на Западе наступает перелом в общественном сознании относительно коррупции. Общество демократических и развитых стран начало оказывать все большее влияние на качество работы государственного аппарата, и объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

К сожалению, в разряд этого остального мира входит и Украина, которая демонстрирует размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах, и при этом не пытается бороться с разрушающим общество явлением. Ведь известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют, и здесь очень важным фактором является отношение самого общества к этой проблеме и поиску радикальных способов избавления от нее. Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан и осуществления действенного контроля за властью со стороны общества.

К сожалению, 70,41 проц. украинцев считают, что такого контроля не существует. Что касается эффективных мер по борьбе с коррупцией, то только 6,5 проц. граждан Украины считают такой мерой предоставление правоохранительным органам дополнительных полномочий, всего лишь одна треть населения страны, а именно 36,2 проц. опрошенных, выступают за усиление общественного контроля за деятельностью государства и только 18,6 проц. граждан такой мерой называют повышение своего самосознания. Примечательно, что 18,2 проц. украинцев считают необходимой легализацию наименее социально опасных видов взяточничества ("подарки" врачам, учителям и т. д.).

Ну как "наш человек" может жить без взятки? Ведь даже его появление на свет связано с этой процедурой. Будущая мама вынуждена платить немалые деньги за то, чтобы роды прошли удачно, чтобы условия в клинике, где она будет находиться с малышом, были хотя бы соответствующими принятым нормам и чтобы врач мог вовремя сделать прививку ее ребенку. Затем человек идет в садик, после садика в школу, после школы поступает в вуз, и здесь он опять сталкивается с процедурой дачи взятки. Хочешь учиться в коллективе детей, соответствующих уровню развития и воспитания твоего ребенка, — плати. Хочешь получить престижное обучение — плати. Устроиться на престижную, хорошо оплачиваемую работу опять-таки не удастся без подношения, и даже похоронить человека без взятки за место на кладбище представляется достаточно сложным процессом. Таким образом, можно сказать, что взятки сопровождают украинца от начала и до конца его жизни во всех без исключения инстанциях.

По этому поводу можно вспомнить немало примеров "народной мудрости", которая гласит: "с голого, как со святого (взятки гладки)", или "пришла смерть к подьячему, а он и с нее взятку просит". Все эти народные изречения можно смело применять в нашей современной жизни, и говорят они о том, что структура нашего государства такова, что человек может и не давать взятку, но это ему дороже будет стоить. При этом, опираясь на исследования Института Горшенина, взаимосвязь между уровнем доходов граждан и их готовностью давать взятки отсутствует. Те, кто дает взятки, и те, кто никогда не дает взяток, в равной степени квалифицируют взятки как правонарушение.

Столкнувшись с вымогательством, наш гражданин оказывается перед выбором: либо дать взятку, либо обжаловать действия чиновника через правоохранительные органы. Решение будет зависеть от того, насколько затратны процедуры обжалования, а также от того, насколько человек осведомлен о своих законных правах и являются ли действующими механизмы защиты этих прав человека. Ведь если гражданин даже знает свои права и обязанности, может ли он рассчитывать на реальные механизмы их защиты? Об этом Институт Горшенина спросил у жителей Украины. Оказалось, что 61,6 проц. респондентов считают, что в Украине не существует действенных механизмов защиты прав человека, и только 13,1 проц. уверены в обратном. Из них 52,5 проц. граждан согласны с тем, что решения судов покупаются. То есть механизмы защиты прав есть, но за них нужно платить.

Такой вывод приводит нас к теме, которую невозможно обойти стороной, обсуждая массовый характер коррупции в украинской государственной системе. Правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе в последнее время, приняли широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов. Несмотря на принятие за последние годы множества законов и учреждение большого количества институтов, в целом позволяющих защищать свои права и разрешать возникающие конфликты, многие граждане Украины по-прежнему предпочитают официальным (законным) способам обеспечения своих интересов неформальные, спектр которых весьма широк.

На сегодняшний день, те, кто представляет собой элиту общества, относятся к государственным институтам как к обслуживающим их структурам, которые можно легко купить за деньги и решением которых можно спокойно пренебречь. В этой ситуации очень показательной является позиция главы государства, Виктора Ющенко, который первым подал плохой пример относительно невыполнения судебных решений высшими должностными лицами. Игнорирование президентом решений Верховного суда Украины, невыполнение законов и несоблюдение Конституции дает представителям других центральных органов власти "моральное право" аналогично игнорировать любые неугодные им законы и решения. Для этой политической элиты, как говорится, закон не писан.

Исходя из результатов исследования, чем выше уровень дохода человека, тем больше его склонность к правовому нигилизму. Для людей среднего достатка и тех, кто победнее, соблюдение законов заложено на генетическом уровне, они уважают закон, и для них правовой нигилизм нехарактерен. Государство, в структуру которого входят суды, милиция, прокуратура, местные, центральные органы власти и так далее, обслуживают 6,5 проц. "богатых" людей (процент людей, не испытывающих никаких материальных трудностей, согласно опросу, проведенному Институтом Горшенина).

В результате можем говорить о том, что государство построено на тотальной коррупции, которая круговой порукой связывает всех и вся, превращая страну в подобие Латинской Америки. О тотальной подверженности коррупции всех властных структур свидетельствуют и результаты опроса, на которые мы опираемся. 51,7 проц. респондентов считают самым коррумпированным органом милицию, 49,4 проц. отмечают коррумпированность судов, далее идут Верховная Рада — 38,5, прокуратура — 37,9, таможня — 36,7, местные органы власти — 35,5, Кабинет министров — 31,37 проц. Интересно, что наименее коррумпированными, по мнению респондентов, являются Секретариат президента (19,8 проц.) и Служба безопасности Украины (15,4 проц.), скорее всего не потому, что эти структуры не коррумпированы, а потому, что в новых условиях они практически ничего не решают.

Хочется отметить также, что продажность судебной власти Украины вызывает среди населения страны особую озабоченность и тревогу, поскольку именно эта проблема приводит к желанию решать споры и конфликты вне правового поля. К сожалению, в настоящее время в Украине судья не является человеком беспристрастным в соблюдении законов, скорее всего он выступает субъектом, перераспределяющим средства и деньги в пользу "богатых". Непосредственным показателем продажности судейских органов в Украине являются следующие цифры: 79,8 проц. опрошенных граждан заявляют, что в украинских судах невозможно добиться правды. Из них 42,8 проц. респондентов отмечают, что если правду в судах можно и найти, то это очень дорого стоит. Только 7,29 проц. считают, что закон один для всех.

Возвращаясь к теме правового нигилизма, следует отметить, что чем выше уровень материального благополучия граждан, тем выше уверенность в том, что в судах можно добиться правды. Среди беднейших — полное неверие в честность суда. Показательными являются ответы респондентов на вопрос "Что в Украине можно купить за деньги?" Опять-таки самой продажной считается судебная система. 67,1 проц. украинцев уверены, что за деньги в стране покупаются решения суда, 63,8 — освобождение от уголовной ответственности, 60,8 — депутатский мандат, 32,3 проц. — жизнь или свобода другого человека.

Анализируя ситуацию, изложенную в данной статье, мы приходим к достаточно печальным выводам. Ментальные основы выбора украинского гражданина обусловлены, прежде всего, удручающей действительностью и жизнью в условиях тотальной коррумпированности и правового нигилизма. Но, к сожалению, общество, которое осознает доминирование в стране "права сильного" над правом правды и справедливости, существование коррупции как неотъемлемой части общественного процесса, само же способствует превращению страны в латиноамериканскую модель, осуществляя свой сознательный жизненный выбор в пользу нарастания вышеперечисленных процессов.

А ведь коррупция и правовой нигилизм прежде всего процветают в развивающихся и переходных странах с низким уровнем жизни. При этом вполне закономерно, что бедность и коррупция идут "рука об "руку", так как последняя всегда выше в бедных странах, но ниже в богатых. Поэтому, если мы хотим доказать всему миру, что Украина — Европа, а не периферийная страна, то политика правящей элиты нашего государства должна быть направлена на выработку механизмов преодоления коррупции.

Это должно повлечь за собой появление и развитие среднего класса, создание основ гражданского общества, а также проявление инициативы отдельных граждан в осуществлении контроля над органами власти. Именно граждане Украины должны всячески способствовать тому, чтобы государство базировалось не на олигархической прослойке, защищающей исключительно свои интересы, а на тех, кто будет защищать интересы всех украинцев, желающих видеть свою страну, шагающую семимильными шагами по направлению к европейскому будущему, а не к Латинской Америке.

mignews.com.ua

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.