Что будет с миром, если вирус птичьего гриппа мутирует и человеческая его разновидность станет явью?
Мы говорим "если", а природа говорит "когда". Эта мысль красной строкой проходит в фильме "Пандемия", снятого в рамках программы Би-би-си "Горизонт" в жанре "докудрамы", когда предполагаемые события излагаются так, будто они происходят на самом деле.
Многие эксперты уверены в том, что мутации штамма H5N1 избежать не удастся. Готовы ли мы? Кто выживет в этом случае? Станет ли птичий грипп чумой XXI века?
В полуторачасовом фильме съемочная группа "Горизонт" рисует картину апокалипсиса, изображая ужасы современной пандемии инфлюэнцы в подробностях, от которых стынет кровь.
Пандемия — это эпидемия того или иного заболевания, быстро распространяющаяся и поражающая многие страны.
Авторы программы говорят о самых последних исследованиях в этой сфере и напоминают о том, что американское правительство уже просит своих граждан запасаться медикаментами и продовольствием, которые позволят пережить вспышку болезни.
Власти США полагают, что птичий грипп может унести в стране около 2 миллионов жизней. Планы британского правительства по принятию экстренных мер на случай пандемии исходят из того, что в Соединенном Королевстве умерших будет несколько сотен тысяч.
Фильм "Пандемия" наглядно показывает, с чего все может начаться.
Умолкшие мегаполисы
Авторы показывают переполненные больницы и не справляющиеся с наплывом пострадавших чрезвычайные службы; морги, в которых не хватает места для хранения тел умерших.
Крупнейшие города мира, обычно такие оживленные, замирают. Предприятия лишаются четверти рабочей силы: люди болеют. Общественный транспорт прекращает работу. Школы закрыты. Собрания людей запрещены. Все это — меры по сдерживанию болезни, которую сдержать уже не удается.
Это не научная фантастика. В основе этих картин — данные последних исследований. Базируясь на этих же данных, правительства разных стран формируют планы своих действий на случай пандемии. В соответствии с этими планами, счет смертным случаям в мире пойдет на миллионы; глобальной экономике будет нанесен страшный удар, общество погрузится в хаос.
"Это страшнее любого терроризма, — говорит в фильме один из экспертов. — Это самый настоящий природный биотерроризм".
Логика подсказывает обывателю, что от инфлюэнцы умрут только самые пожилые и самые слабые. Но птичий грипп — вернее, его человеческая разновидность — действует не так, как другие виды гриппа.
Когда в организм человека попадает вирус, иммунная система активирует выброс в кровь особых веществ, изолирующих вирус и подавляющих его деятельность. Однако, говорят эксперты, H5N1 устроен таким образом, что именно эти вещества становятся его питательной средой.
Наиболее активно иммунная система работает у людей, находящихся в самом расцвете жизни, в возрасте от 20 до 40 лет. И именно эта возрастная категория может стать самой уязвимой в случае со смертельным штаммом.Списки счастливчиков
Начать работу над вакциной против конкретного вируса можно не раньше, чем этот вирус появится, поэтому прямо сейчас, пока H5N1 не мутирует таким образом, что сможет передаваться от человека к человеку, приступить к этой работе невозможно. А когда это произойдет, на создание эффективной вакцины уйдет 5-6 месяцев.
"Объемы производимой в мире вакцины от пандемии очень малы, — говорит профессор Питер Даннилл из медицинского колледжа Лондонского университета. — Каждые полгода будет производиться столько вакцины, что мы сможем обеспечить ею во всем мире около 600 миллионов человек. Чтобы понять, много это или мало, достаточно сказать, что это около 9% мирового населения".
В настоящее время британское правительство исходит из необходимости составления списков ключевых категорий людей, которые будут обеспечиваться вакцинацией раньше остальных. Списки эти пока не согласованы: работа над ними — задача не для слабонервных. Люди, не включенные в списки, с определенной долей вероятности будут обрекаться на тяжелую болезнь, если не на смерть.
Высказываются предположения о том, что пожилых и самых юных следует вакцинировать в последнюю очередь, поскольку они уже либо прожили лучшие годы своей жизни, либо еще слишком молоды.
"Понятно, что вакцину придется давать медикам, работающим "на передовой", потому что они будут лицом к лицу зараженными, — говорит профессор Даннилл. — Но когда приходится решать о том, кого из остальных вакцинировать, а кого нет, — это куда сложнее. Ученые полагают, что дети в возрасте 1-2 лет могут не оказаться в числе приоритетных категорий, поскольку общество еще не вложило в них много сил и средств. Это жесткие решения, но приходится думать именно в таких категориях".
Кроме того, профессор высказывает сомнения в эффективности известного антивирусного препарата "Тамифлю".
"Конечно, сейчас "Тамифлю" используется для лечения обычного гриппа, но мы знаем, что даже в этих случаях его нужно применять очень быстро, чтобы добиться результатов, — объясняет Даннилл. — Но нам неизвестно, как это будет работать с H5N1. Имеющиеся у нас данные основаны на информации из Вьетнама, Индонезии и других подобных стран, где пациенты далеко не сразу получают лекарство. Поэтому И мы до сих пор не знаем, как действует "Тамифлю" в том случае, если он принимается очень скоро".
История повторяется
То, что говорят специалисты о вирусе H5N1, чрезвычайно напоминает пандемию инфлюэнцы, случившуюся в 1918 году, сразу после окончания Первой мировой войны. Тогда болезнь, которую называли "испанкой", разносили по миру возвращавшиеся с фронтов солдаты, и умерли от нее до 50 миллионов человек.
В Великобритании тогда заражено было 40% населения, количество умерших достигло 2,5%.
Недавно ученые выяснили, что "испанка" тоже была вызвана мутировавшим вирусом птичьего гриппа, и этот вирус отличался от нынешнего лишь определенным числом аминокислот.
Кроме того, эксперты предупреждают, что у вируса H5N1 имеется некое генетическое дополнение, которое — по крайней мере теоретически — делает его гораздо более смертоносным, чем его предшественник 1918 года.
К тому же ученые говорят, что новая пандемия гриппа уже давно назрела и даже перезрела. Обычно такие глобальные вспышки происходят в среднем три раза в столетие. В XX веке они случались в 1918, 1957 и 1968 годах, и сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, мир ближе к пандемии, чем в любой момент с 1968 года.
news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_6128000/6128148.stm
Оставить комментарий