Северную часть Киева неспроста называют Оболонью.

Северную часть Киева неспроста называют Оболонью. Это один из крупнейших жилых массивов нашего города. Его особенность в том, что он практически весь построен на намытом грунте. Когда-то на этом месте были роскошные луга с множеством живописных озер. Несмотря на то, что Оболонь заливалась весенними паводками Днепра, Почайны и Сетомли она привлекала племена первобытных людей.

В начале нашей эры, когда стало возможным постоянное заселение Оболони, её жители занимались разведением домашнего скота: коней, собак, овец, коз, кур, свиней, куропаток, быков. Среди дикой природы встречались зубры, олени, лоси, кабаны, бобры. А в водоёмах водилась разнообразнейшая рыба: сомы, щуки, осетры, сазаны, карповые, судаки. Они украшали повседневный стол наших предков.

Именно на Оболони было обнаружено наиболее крупное поселение древних славян, которые стояли у истоков основания Киева. Археологические материалы свидетельствуют, что ранние славяне имели высокий для того времени уровень жизни. Они в совершенстве освоили технику изготовления изделий из бронзы, железа и керамики. Кроме того древние жители Оболони вели активные обменные связи с античными городами Северного Причерноморья.

В языческие времена на пути к оболонским лугам стоял идол бога Велеса, покровителя домашних животных. Скот ассоциировался с богатством и достатком, поэтому киевляне особо чтили это божество. Оболонь была излюбленным местом охоты и отдыха киевских князей.
На Оболони было много ручьев и рек. Среди них самые знаменитые Почайна и Сетомля. Это были достаточно глубокие реки. На Почайне находилась киевская гавань — Притыка. Именно сюда заходили на своих ладьях послы и купцы из разных стран. В Сетомле в 1034 году потонуло много печенегов во время битвы с Ярославовым войском. Летопись подает нам интересный факт, произошедший в 1065 году на речке Сетомле. Рыбак, ловивший рыбу, вытащил в неводе какое-то существо, на которое целый день приходил смотреть любопытный народ.

Шло время и земли Оболони стали настолько престижными, что их стремились заполучить многие. Мало того в спорах за границы наделов доходили не только до судебного разбирательства, а и до рукоприкладства. Сохранились документы, в которых земельные недоразумения между мещанами, монастырями и магистратом решали первые лица державы. Справедливость на Оболони наводили гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, царь Алексей Михайлович и Петр I .

Каждый год в начале августа множество паломников направлялись в Вышгород почтить память киевских князей Бориса и Глеба. Выбирая кратчайший путь через Оболонь киевляне иногда были вынуждены преодолевать водные преграды: ручьи, небольшие озера, болота. Часто мещане и купцы использовали Оболонь для переправки контрабанды. Так в 1774 году были задержаны возле Иорданского озера, на заставе, мещане Блистовойцев и Католиченко, пытавшиеся незаконно провезти в Киев французское вино.

В 1811 году, утром 9 июля на Подоле начался большой пожар. Люди в панике с остатками спасенного добра бежали на Оболонь. Город горел три дня. И подольские погорельцы вынуждены были жить в шалашах, со слезами наблюдая гибель любимого города. Среди потерпевших был известный киевский проповедник и писатель Иоанн Леванда, разделивший участь всех горожан. Слух о том, что пожар возник не случайно закрепил желание многих еще пожить на Оболони, пока все уладится.

В 1897 году на Оболонском заливе началось строительство гавани Императора Николая II по проекту известного инженера Николая Максимовича. После завершения строительства в 1899 году, ревизионной комиссией была произведена проверка, которая выявивила ряд недостатков. По мнению ревизоров строительство велось спустя рукава. В результате всех упущений убыток для городской кассы составил около ста тысяч рублей.

В начале века на Оболони были рыбацкие поселки. В выходные дни, кто пешком, а кто на лодках прибывали на луг поохотиться и порыбачить или просто отдохнуть от городской жизни.

В 1939 году в рамках оборонной программы на Оболони развернулось секретное строительство. Проектом предусматривалось сооружение под Днепром подрусловой железной дороги. На строительстве работало около 12 тысяч человек. Но в 1941 году началась война и все работы были свёрнуты далеко до завершения. Теперь в урочище Наталка об этом утопическом проекте напоминает огромный железобетонный кессон — безмолвный памятник тех лет.

Археологические исследования, документальные источники раскрывают новые тайны истории Оболони. Она является неотъемлемой и яркой частью исторического, культурного и духовного наследия нашего города.

© Владимир Кухарский, 1992-2004

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.