Откровенно говоря, после того, что сотворили местные власти со всеми нами повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как-то язык не поворачивается говорить о ценовой стабильности. Гораздо точнее, но несколько грубо, по этому поводу выразился один мужик в маршрутке. "Ну все, — заявил он своему собеседнику, — стабилизец наступил". Думаю, что практически все пассажиры в душе с ним были безоговорочно согласны…
Действительно, шоковое повышение расценок на "свет, газ и воду" медленно, но верно потянуло за собой и цены на прочие услуги: химчисток, прачечных, парикмахерских. Не говоря уже об аренде жилья.
Что касается одной из основных статей расходов семейного бюджета — покупки продуктов питания, то здесь, судя по всему, глобальных изменений в обозримом будущем не предвидится.
Не предвидится хотя бы потому, что главные ценообразующие факторы — стоимость бензина и дизтоплива, а также стабильность национальной валюты по отношению к курсу доллара — остаются на прежнем уровне. Кстати, в феврале эксперты прогнозируют даже удешевление "горючки". Предпосылки: российская нефть, сырьевая основа для украинских НПЗ, подешевеет на 40 долларов — до 360 долларов за тонну. Плюс январский обвал цен на бензин и дизтопливо (снижение на 10-15 процентов) и продефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако резкому падению в рознице несколько воспрепятствуют аграрии, которые в феврале начнут закупать горючее для весенне-полевых работ. В итоге, предсказывают эксперты, бензин и дизтопливо снизятся в цене копеек на десять, не больше.
Как минимум, весь первый квартал 2007-го сохранится нынешний курс гривни — 5,05 за один бакс. Во всяком случае именно такой прогноз дает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Он считает, что у Нацбанка нет никаких экономических причин обесценивать нацвалюту. По мнению банкиров НБУ, у гривни прочный фундамент. В 2006-м производство увеличилось на 6,6 процента, экспорт — на 11 процентов. И если такая тенденция сохранится в текущем году, приток валюты в Украину и курсовая стабильность нам обеспечены.
Теперь — о харчах. Здесь потребителю нет поводов впадать в отчаяние. Разве что особо впечатлительных расстроит подорожание хлеба на 5-10 копеек. И то не всех его сортов, а только ржаных. Причина: дефицит "черной муки" из-за низкого урожая ржи (нехватка составляет примерно 40 тысяч тонн). Хотя нашему дорогому правительству совершенно ничто не мешает договориться о поставках более дешевой ржи из той же Белоруссии, где ее валом. Стоимость же батонов, булок и прочих сдобных кренделей останется на прежнем уровне.
Любители витамина С, в большом количестве содержащемся в украинском национальном лакомстве, ласково называемом "сальце", тоже могут спать спокойно. И даже крепко, поскольку расчеты торговцев на то, что с приходом зимы "стратегический" продукт постигнет участь повышенного спроса, не оправдались. В итоге "неприлично" подешевевшее в конце года до 6-8 грн/кг сало останется в достигнутой ценовой категории.
И вообще, потребители нынче не очень-то рвутся со своими "гаманцями" в мясные павильоны рынков: там сегодня, судя по нашим наблюдениям, продавцов больше, чем покупателей. Последние чуть ли не выпрыгивают из-за прилавка предлагая: свиную вырезку по 30-32 грн/кг, окорок и ошеек — по 25-27 грн/кг, лопатку — по 22-23 грн/кг.
И если салу дешеветь уже просто некуда, то мясо в феврале станет еще доступнее. Как нас проинформировали в Украинской корпорации "Тваринпром", закупочные цены (6-7 гривен за кило живого веса) позволят снизить стоимость еще на одну-две гривни.
В пользу потребителя складывается ценовой баланс и с сахаром. Поскольку сахарозаводы просто завалены этим продуктом, то есть смыл прогнозировать скорее его удешевление, нежели подорожание. Но чтобы подобные процессы не привели к банкротству сахарозаводчиков, Минагрополитики собирается установить предельную планку минимальной оптово-отпускной цены в размере 2083 гривни за тонну (без НДС). И это вместо нынешних 2375 гривен за тонну. Если проект соответствующего уже подготовленного постановления утвердит Кабмин, то ближе к марту мы вам расскажем о том, как сахар начал падать в цене.
Не наблюдается проблем и с молоком. Во-первых, повышение тарифов на газ не особо утяжелило себестоимость молокопродуктов (удельный вес этого энергоносителя в их переработке — всего три процента). Во-вторых, невесело вздыхают в Национальной ассоциации "Укрмолпром": нашим молочникам вряд ли удастся договориться с Россией об увеличении экспорта сыра и масла. Стало быть, главным потребителем молока и продуктов из него останется внутренний рынок с его установившимися ценами.
Опрос: "КАКУЮ ЧАСТЬ СВОЕГО СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА ВЫ ТРАТИТЕ НА ПРОДУКТЫ?"
Анатолий Иванович, профессор: "Сегодня на продукты уходит девяносто процентов моей зарплаты. Раньше было лучше, а как Черновецкий пришел, так совсем тяжело стало".
Алексей, инженер: "На продукты трачу треть своего бюджета. Так всегда было, и не могу сказать, что за последние годы что-то изменилось. Растут цены, но и зарплаты тоже поднимаются, правда, не всегда пропорционально".
Аня, школьница: "Этим занимаются родители, но я знаю, что цены за последнее время очень выросли. Даже у нас в школьной столовой произошло подорожание".
Надежда Константиновна: "Мне надо где-то пятьсот гривен в месяц на продукты. Подсчитайте, какая это часть моего бюджета, если пенсия 380 гривен! Если бы мне дочь не помогала, то было бы очень тяжело".
mignews.com.ua/categ516/articles/242104.html
Оставить комментарий