Шаги, которые может предпринять Запад, чтобы не дать российскому президенту-автократу обрести слишком много влияния в мире.
Есть много способов убрать человека с дороги так, чтобы его смерть выглядела как несчастный случай, самоубийство или уличный грабеж. Но это в намерения убийцы бывшего агента КГБ Александра Литвиненко — кто бы он ни был — явно не входило. Для убийства специально было использовано столь экзотическое орудие убийства, как радиоактивный изотоп полоний-210, чтобы сказать всем: не стойте на пути у российской власти.
Скорее всего, имена убийц Литвиненко так и останутся тайной, но отравлен он был, по всей вероятности, из-за того, что развернул кампанию против президента России Владимира В. Путина и против ФСБ — организации, пришедшей на смену КГБ. Причем он далеко не первый, кто заплатил жизнью за то, что встал поперек дороги российской правящей клике: в список известных людей, погибших за последние несколько лет, входят такие фигуры, как независимая журналистка Анна Политковская (смерть которой и расследовал Литвиненко), политики, топ-менеджеры и чиновники. Кто-то, как, например, президент Украины Виктор Ющенко, едва выжил после покушения, или вынужден был уехать из страны, или был запуган угрозами насилия или суда. Любимым инструментом запугивания стали обвинения в уклонении от уплаты налогов. Под такими сомнительными предлогами Кремль заточил в сибирский тюремный лагерь самого богатого человека России Михаила Ходорковского и экспроприировал принадлежавшую ему гигантскую нефтяную компанию "ЮКОС". Платил Ходорковский налоги или нет, он при этом совершил гораздо более реальный грех — финансировал силы, оппозиционные Путину.
Шесть лет назад Путин пришел к власти в стране с зарождавшейся демократией, и с тех пор не переставая восстанавливает авторитарный контроль над страной. Губернаторы теперь не избираются, а назначаются из Кремля. Изменились законы, и теперь оппозиционным партиям труднее стало выдерживать политическую конкуренцию; независимая пресса и крупнейшие компании скупаются на корню корпорациями, принадлежащими государству.
Развернув репрессии внутри страны, Путин с таким же настроением вышел и на международную арену. Задавшись целью и дальше ‘прижимать к ногтю’ Украину и Грузию, Россия попыталась удушить демократические революции в этих странах экономическими способами. Москва посадила во главе Чечни кровавый марионеточный режим, она экспортирует оружие в Китай, Венесуэлу, Сирию и другие страны, противостоящие США. Наиболее опасная сделка, заключенная Россией — продажа Ирану ядерного реактора и зенитно-ракетных систем для его защиты, тем более что Россия при этом блокирует ввод санкций ООН против Тегерана.
Пока еще Россия не превратилась в открыто непримиримого врага Соединенных Штатов, но она уже точно не друг. Чтобы как-то оправдать сосредоточение власти в своих руках, Путин играет на ностальгии народа по прошлому величию и на глубоко укоренившемся в стране недоверии к Западу, а возможности Вашингтона по срыву его планов весьма ограниченны, поскольку в России полно петрорублей.
Однако шаги, которые можно предпринять, чтобы заставить царя Владимира I дорого заплатить за свою дерзость, еще есть. Первое, что могут сделать Соединенные Штаты и их союзники — более активно приступить к вовлечению в западную сферу влияния таких государств, как Грузия и Украина — как через двусторонние альянсы, так и путем увеличения количеств членов НАТО и Европейского Союза. Мы можем увеличить объемы финансирования организаций гражданского общества в России. Кремль в последнее время преследует неправительственные организации, потому что боится народной революции, и самое лучшее, чем может ответить Запад — направить в бюджеты этих организаций, а также в поддержку независимой прессы, еще больше средств.
Власти западных стран также могут намекнуть западным компаниям и финансовым рынкам, что инвестиции в Россию — это не очень хорошо. Работа нефтегазовой отрасли — поставщика главного российского экспортного товара — до сих пор зависит от иностранного капитала и опыта зарубежных специалистов, поэтому замедление притока инвестиций обойдется Москве очень и очень дорого. Россия и в другом плане финансово зависима от Запада: есть мнение, что приближенные Путина (а вполне возможно, и он сам) складывают свои награбленные богатства там, где они никому не видны — в той же Швейцарии. Если бы американское министерство финансов и иностранные органы финансового контроля начали расследования и хотя бы произнесли такие слова, как ‘отмывание’ и ‘заморозить’, кремлевским обитателям тут же запахло бы жареным.
И все это можно сделать кулуарно, без лишнего шума. А одновременно можно устроить Путину волну общественного порицания и тем самым отобрать у него тот международный статус, которого он столь очевидно добивается. Президент Буш мог бы перестать с ним встречаться и приглашать его на такие значительные собрания, как саммиты ‘большой семерки’.
В общем, главное, что для этого требуется — чтобы в Вашингтоне начали смотреть на ситуацию по-иному. Мы должны перестать думать о том, как понравиться Путину. Пора начинать думать, как сорвать его антилиберальные имперские замыслы.
inosmi.ru/stories/06/11/20/3496/231507.html
Оставить комментарий