С протянутой рукой

С протянутой рукой - 20061125231233156_1Понятие нищенства появилось практически одновременно с проституцией и возникновением городов на Земле. И сей "бич общества" неискореним, как бы с ним не боролись. Однако с ухудшением социально-экономической ситуации в стране количество "попрошаек" на улицах украинских городов возросла многократно.

Свыше 70% населения Украины относятся к категории бедных. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования. "Данные опроса говорят, что в Украине более 70% граждан Украины можно отнести к категории бедных", — отмечает руководитель департамента социологических исследований Института имени Горшенина Владимир Попович, представляя результаты исследования, которое проводилось с 23 октября по 6 ноября в 13 регионах Украины. Всего было опрошено 2043 респондента. Ошибка выборки не превышает 2,4%.

Так, 23,3% респондентов отмечают, что они еле сводят концы с концами, 38,1% утверждают, что денег им хватает только на еду. В целом хватает на жизнь, но не хватает на ценные вещи (мебель, холодильник) — 33,5% респондентов. Никаких материальных трудностей не испытывают 5,1% населения страны.

Как отмечает депутат Киевсовета Владимир Бондаренко, сами нищие всегда делились на две неравные категории. С одной стороны это люди, выйти на улицу с протянутой рукой которых заставила нужда, с другой — это профессиональные работники протянутой руки. И вторых в Украине значительно больше.

Нищие были всегда. Отцом бедных называли в народе киевского князя Владимира Святославовича "Красно солнышко" На княжеском дворе любой нищий и бедный мог получить продовольствие и деньги. Для тех, кто не мог прийти сам — из-за болезни или по другой причине — продукты развозили по улицам города. На содержание церквей и монастырей князь выделил десятину из казны, возложив на духовенство общественную опеку над калеками, нищими, больными. Не гнушались нищенством и тогдашние носители фольклора — скоморохи.

Издавна представители этой уважаемой в маргинальном обществе профессии группировались вокруг христианских культовых сооружений, получая подаяние от пилигримов и паломников. Причем священнослужители четко отличали первых от вторых. Об этом периоде истории нищенства свидетельствует, к примеру, и пословица "подвести под монастырь". Как гласит одна из научных версий, однажды слепой калека попросил мальчишку подвести его к отхожему месту. Однако шутник подвел его под стоящий неподалеку монастырь. Таким образом, невольный нарушитель был строго наказан властями города. При Петре І в крупных российских городах было строжайше запрещено нищим "шататься по улицам и просить милостыню, понеже в таковых многие за леностями и молодые, которые в работы и наймы не употребляются, милостыни просят, от которых ничего доброго, кроме воровства показать не можно". Между прочим, с подававших милостыню взыскивался штраф в 5 рублей, потому что желающие помогать бедным обязывались делать пожертвования на богоугодные заведения.

До прихода к власти большевиков нищенство было одной из самых сложных специализаций в полусвете. Количество и стилистика приемов тогдашних профессионалов было не в пример шире, чем сейчас. Достаточно сказать, что работали тогда, к примеру, нося крышку гроба с просьбой "подать на упокой". Или же бродячие поэты, поющие акростихи, заглавные буквы которых гласили: "подайте такому-то". По исследованиям историков, в 19 веке всего 10 процентов от задерживаемых нищих (а задерживали их десятками и сотнями тысяч в год) были профессиональными нищими и подлежали перевоспитанию. 70 процентов нищих составляли настоящие инвалиды, а еще 20 — "впавшие во временную нужду".

Неверно думать, что нищенства не было в советские времена. Во времена первых пятилеток у государства на нищих времени не было. Руки дошли только в третьем десятилетии 20 века. Нищенствовать стало просто опасно. Однако после Второй мировой войны, государство наконец-то вновь обратило свой взор на "христарадников". Как пишет Дмитрий Пушкарь, практически не было населенного пункта, на улицах которого не просили бы подаяние: страна мало того, что была разорена войной — так еще и готовилась воевать со всем миром. Было не до благосостояния граждан, а все же позор нищенства правительство позаботилось искоренить. 23 июля 1951 года был издан секретный Указ Президиума ВС СССР "О мерах по борьбе с антиобщественными паразитическими элементами".

Партия старалась, потому что, кроме нищих "обычных", существовали еще и нищие профессиональные, передававшие свои умения из поколения в поколение. И такая ситуация была по всему СССР. Из документов ЦК КПСС, хранящихся в Российском государственном архиве новейшей истории, мы узнаем о существовании в середине 1950-х районов в Калужской области, население которых профессионально занималось нищенством еще с конца 19 века. Местные историки ссылаются на то, что подобной специализации косвенно способствовало наличие в селах большого числа безработной молодежи, бедности почв, не позволявшей получать доход от земледелия, и послевоенной разрухи.

Как бы то ни было, но проверяющих из ЦК поражали ладные избы, а иногда и каменные дома, обилие личной скотины и так далее. "Процветало как личное попрошайничество, так и сдача детей напрокат — за 300 — 500 рублей. Нищенствовали все — коммунисты, комсомольцы, депутаты сельсовета, бригадиры. Поэтому то, что для других крестьян было вторым крепостным правом — отсутствие паспортов, — здесь никого не связывало. Скованные круговой порукой, местные власти в момент подмахивали нужные документы. Профессиональное нищенство породило даже специфический брачный обряд — перед свадьбой девушка должна была отправиться на нищенство и напросить себе на приданое и на свадьбу. В случае отказа делать это она была обречена оставаться старой девой".

Побороть тенденцию не удавалось очень долго. К примеру, 8 февраля 1960 года на свет появляется постановление бюро Калужского обкома КПСС, в котором дается старый рецепт решения проблемы — "увеличить массовую политработу с населением, улучшить качество пропаганды, сделать ее массовой и доступной". Однако окончательный удар по данной профессии нанес известный закон, уголовно карающий "за тунеядство".

Наблюдательному человеку, который не брезгует киевскими улицами, несложно типологизировать всю эту братию. Таких типов несколько: дети и подростки, люди, "сами не местные", у которых деньги нужны родным "на лечение" или "детям на пропитание", музыканты всех жанров и стилей, "религиозные" попрошайки, ветераны всех локальных войн мира, пенсионеры, "зоофилы", ищущие на пропитание братьям меньшим и алкоголики, которым рубля на опохмел не хватает.

Возможно у многих наблюдательных жителей столицы при виде "знакомых" нищих возникает такое чувство, что наш город — большое село. Многие из них стали частью своего места, "крася его". Это касается бабушки-пенсионерки, стоящей в середине дня в коротком переходе с метро "Крещатик" на метро "Майдан Независимости" или ее слепой ровестницы-гитаристки в переходе метро "Лыбидская". Или высокого худого усатого мужчины "с сопилкой", поющего великолепные и редкие народные песни в метро и пригородных электричках и его коллеги оперной певицы из длинного перехода между центральными станциями столичного метрополитена.

По данным киевских криминалистов, дети в возрасте от 5 до 12 лет в профессиональном попрошайничестве приносят наиболее высокие доходы своим боссам. За ними по прибыльности следуют "мадонны" со взятыми напрокат в неблагополучных семьях младенцами, "собачники", инвалиды-"афганцы". Хуже всего подают внешне здоровым мужчинам в чуть "поддатом" состоянии.

Утаить часть выручки профессиональным нищим фактически невозможно: утром их развозят по точкам крепкие ребята, один из которых остается рядом и следит за своим подопечным. Есть в таких структурах и люди, проверяющие нищих на честность, — под видом обычных прохожих они подают "рабочему" меченую купюру. Если вечером, при сдаче выручки, ее не оказывается, провинившегося наказывают.

Самым распространенным типом попрошаек являются уличные "гавроши". Уже никто не отрицает тот факт, что у нас в стране есть бездомные дети. В Украине на официальном учете состоят 14 тысяч малолетних беспризорников. В действительности, по данным работников благотворительных организаций, подтвержденным социологическими исследованиями ЮНИСЕФ, количество украинских беспризорников как минимум в десять раз больше.

Периодически общаясь с этим типом попрошаек, которые вечно воняют клеем и пребывают не в совсем адекватном состоянии, автор этих строк узнал, что их заработки сравнимы с оплатой труда среднего киевлянина. Главным местом дислокации их стай можно назвать людные места, такие как вокзал, станции метро, большие рынки. Работают дети улицы практически исключительно на себя. Контролировать их невозможно ввиду большой мобильности и тенденции к смене мест.

Сейчас приходится признать тот факт, что профессия нищенства, практически уничтоженная в СССР, успешно возродилась. В Украине уже появились "уличные поколения". Можно назвать их "династиями бродяг". Сегодня бродяжничают и просят милостыню уже не только дети, а и внуки тех, кто был зачинателем этого промысла. Что касается борьбы государства с проблемой street kids, то в данный момент та же Социальная служба для молодежи, руководимая бывшими комсоргами, не является эффективным ответом вызовам современности. А благотворительные организации страны еще не развиты настолько, чтобы своей деятельностью, как, к примеру, за океаном, заменить в этом вопросе государство.

Что касается "ветеранов", "мадонн" с поленом в пеленках вместо ребенка, цыганских детей и, частично, музыкантов, то здесь работают целые ОПГ, методы деятельности которых описаны выше. По мнению Владимира Бондаренко, самым большим этническим вкладом в эту профессию отмечаются представители кочующих народов. Это отложилось в их менталитете. Что нельзя с собой везти, можно попросить у хозяев этой земли, где они сейчас находятся. От себя отметим, что цыгане, по одной из версий антропологов, ведут свои корни из Индии, страны с кастовой системой. Именно она запрещает рядовым цыганкам тратить немалые заработанные деньги ни на что, кроме еды и одежды.

Относительно музыкантов, с которыми на днях пообещал бороться нынешний мэр города, то спектр их социальной мотивации широк, начиная от профессиональных работников филармонии на Андреевском спуске, зарабатывающих за полчаса работы до сотни американских долларов и заканчивая интеллигентными учениками музыкальных школ столицы. К отдельному разряду музыкальных нищих можно отнести подростков-рокеров, которые таким образом зарабатывают себе "на пиво". Многие киевляне знают российского барда Гарика, который вот уже много лет таким образом промышляет в центре города в знаменитой трубе. Что примечательно, подобная публика не вызывает у большинства столичных жителей внутреннего отторжения. Ведь музыканты создают особый колорит города. Они стали одной из достопримечательностей Киева.

У людей, работающих для набожных жителей Украины, также есть, где разгуляться. На всех православных храмов достаточно. По утверждению Владимира Бондаренко, служители каждой церкви знают "своих" просящих и помогают им. Не исключено, что те в ответ делятся с храмом выручкой. Нельзя также забывать и о мошенниках в рясах. Однако настоящие собиратели на храм обязаны иметь при себе документ от церкви, разрешающий им заниматься сбором средств.

На вопрос о том, какова будет тенденция, Владимир Бондаренко напомнил о больной мозоли столичных жителей — грядущем повышении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Кстати, взять комментарии ни у городской милиции, ни властей города не удалось. Первые, услышав повод для разговора, сразу же отказались разговаривать, вторые сослались на чрезвычайную занятость.

Таким образом, следует отметить, что нищенство как вид деятельности с улиц украинских и не только городов исчезнет тогда же, когда и социальное неравенство. То есть никогда.

podrobnosti.ua/analytics/2006/11/24/370993.html

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.